Забавно покупать русских матрёшек и видеть надпись «сделано в Китае». Печально в каждом городе наблюдать один и тот же убогий сувенирый ассортимент: кружки, магниты, тарелки. Обидно везти друзьям чёрт знает откуда «эксклюзивные» подарки, платить на таможне за перевес багажа, а потом в ближайшем магазине найти точно такие же.

Виктор Николаевич СавельевВедро икры в подарок. Вот это по-русски!. Любой турист от пребывания в чужом городе хочет оставить что-то на память. Что-то оригинальное, необычное, не такое, как у других, и главное, говорящее именно об этой стране, об этом городе. Но в итоге из Германии все возвращаются с пивными кружками, из Италии — с масками, из Египта — с папирусом. В России с сувениркой дела ещё хуже. Купить в одном городе то, чего не найдёшь ни в каком другом, практически невозможно. Почему? «АиФ в Омске» пытался разобраться в этом вместе с директором единственной в Сибири фабрики сувениров Виктором Савельевым.

— Дело в том, что производителей сувениров не только в Омске, но и в России очень мало. В отношении прибыльности это не столь привлекательный бизнес, но слишком хлопотный. Хорошо, если с десяток крупных компаний наберётся. А разработкой новых сувениров занимается ещё меньше фирм. Соответственно по всей стране расходятся сувениры одного плана: предмет, на который нанесена эмблема или название города. В Омске дело осложняется ещё и тем, что нет своего яркого символа, на базе которого можно разработать собственный, индивидуальный омский сувенир.

Просто штамповка

— Обилие «товаров востока» в сувенирных магазинах вас как производителя не пугает?

— В восточных вещах на самом деле много интересного. Но настоящие, дорогие товары до нас не дойдут, они все оседают в крупных городах, где больше денег и выше покупательский спрос. За талисманы удачи, любви и достатка нашему покупателю выдаются, как правило, обычные штамповки.

— Получается, фабричный сувенир менее «благородный», чем ручной?

— В штамповке пропадает эксклюзивность, его главное свойство, а цена неоправданно завышается. К примеру, штамповка из дешёвого пластика — не такое уж затратное производство. Зато продают такие вещи втридорога: цена в среднем в четыре раза выше себестоимости. Кроме того, в сувенире, сделанном вручную, ещё и астральные моменты возникают, через вещь передаётся энергетика человека, его настроение.

— Подделок на рынке сувениров много?

— Их доля, безусловно, велика. За всю отрасль не скажу, но, например, по палеху и по хохломской росписи специалисты оценивают долю подделок в 60–70%.

Чтобы крякнуло

— Когда обычная вещь превращается в сувенир?

— У сувенира нет определения и технических характеристик. Предмет становится сувениром, когда на нём появляется этикетка «сувенир». Она говорит о том, что вещь не может использоваться как предмет быта.

— Сегодня, в век вещей полезных и функциональных, изменилось ли отношение людей к безделушкам? Ведь многие воспринимают подарки из заморских стран только как «пылесборник».

— Мы заметили, что люди стали меньше покупать сувениров романтических, любовных, и больше — деловых, для бизнеса, для привлечения удачи, «антикризисных». Не стремятся брать сувениры с каким-то глубоким смыслом, над которым надо думать. А ведь именно этим Россия всегда и отличалась, нам был неинтересен упрощённый товар, чтобы в лоб что-то стукнуло, крякнуло, пискнуло.

Почти Малевич

— Как вы относитесь к изделиям, в которых упоминаются первые лица страны — Путин, Медведев? Футболка с надписью «Я лучший друг Путина» — это юмор или безвкусица?

 

— Здесь всё определяется чувством меры самого производителя. А если ещё точнее, чувством вкуса покупателя, ведь предложение зависит от спроса. Так что это тенденция не «сувенирная», а социальная. А насчёт безвкусицы, то на рынке сувениров, на мой взгляд, она доходит до 70%.

— Может ли сувенир когда-нибудь потерять свою востребованность?

— Нет. Потому что человек никогда не преодолеет потребность сохранять память о людях, событиях, встречах.

— Вспомните самый необычный сувенир, который вам довелось видеть.

— Это было изобретение немецкой фирмы — большие стеклянные шары, внутри одного безо всякого привода крутились маленькие вертушки, а внутри другого летал ещё один маленький шар. Я сам технарь, и мне интересны вещи с техническим решением. Меня это удивило потому, что я не мог понять, как это сделано. Химия это или физика? Пытался поэкспериментировать. Так и не смог разгадать технологию эффекта. Но ещё больше мне нравится сувенир, созданный на нашей фабрике, — пустая рамка, на которой написано: «Без тебя — пустота». Почти Малевич!

«АиФ в Омске», 9 сентября 2009 г.

Валерия Калашникова
Фото Николая Кривича